Батик рисунки для начинающих

Что такое батик

Батиком называют ряд техник нанесения рисунков по ткани. Метод украшения материалов применяют как в домашних, так и в заводских условиях.

Традиционная техника предполагает применение резервирования. Это значит, что перед тем, как начать рисовать красками, на контуры рисунка наносят резервирующий состав, который удерживает краситель в нужных пределах.

Резервирующая смесь содержит в составе вещества, отталкивающие краситель (воск, бензин, парафин). С его помощью удается разрисовать материал сложными узорами с любым количеством четких деталей.

После высыхания принта с контуров вычищают и смывают вещество. Получается яркий многослойный рисунок с четкими границами.

Такой способ украшения подходит для разных видов материала. Его применяют для облагораживания повседневной одежды, домашнего текстиля, декоративных элементов образа.

Рисовать на тканях человечество начало очень давно. Первые образцы были сделаны в Древнем Египте 4 тысячи лет до нашей эры. Подобную технику применяли шумеры, африканские племена, жители Древнего Востока и другие народы древности.

Несмотря на древнее происхождение искусства рисования на тканях, считается, что основоположниками батика стали жители индонезийского острова Ява. Именно там текстильные полотна украшали максимально стойкими и сложными узорами, применяя воск в качестве резервирующего состава.

Древние мастера тратили на изготовление одного рисунка от нескольких месяцев до нескольких лет. Это связано с тем, что процесс состоял из определенного количества этапов.

Мастер должен был вымочить, прокипятить, отбелить, высушить материю, сделать набросок узора, нанести на контуры растопленный воск (воск быстро застывал, и его постоянно приходилось топить заново), разукрасить полотно, а затем высушить его. Натуральные красители наносились на изделие в несколько слоев. Этот процесс занимал много времени.

Секреты батика передавались из поколения в поколение. Ученики начинали роспись с растительных несложных принтов, а когда их осваивали, переходили к пейзажам и запечатлениям на ткани сюжетов известных мифов.

Долго такие ткани стоили дорого и были доступны лишь знати. По узору на одежде можно было определить, к какой семье и сословию принадлежит человек.

Позже батик стал использовать и простой народ, но копировать орнаменты знатных семей им было запрещено. Каждая девушка должна была разукрасить к свадьбе платок, которым обвязывали руки молодых. Невесты старались собрать в приданое как можно больше вещей, украшенных батиком.

В семнадцатом веке индонезийцы стали продавать свои работы в Европу. Европейцам так понравились живописные материалы, что, чтобы облегчить работу мастерам, они изобрели батик-шрифт. Это устройство долгое время не давало воску застывать.

В девятнадцатом веке были изобретены перфокарты, позволяющие переносить на полотна готовые эскизы. В это время батик распространился повсеместно.

Советы для начинающих:

История возникновения

Родина батика – Индонезия. В те далекие времена, когда это искусство только зарождалось, женщины уже старались всячески украсить собственные наряды. Чтобы подчеркнуть свою принадлежность к тому или иному роду, нужно было украшать одежду определенными рисунком и цветовой гаммой.

И хотя выбор красителей был достаточно ограниченным, красочные полотна умелицы создавали успешно. Надо сказать, что каждый род хранил свои секреты о том, как удавалось добиться того или иного цвета, как получался интересный узор. Особенности мастерства передавались от старших к младшим поколениям. Рисунки были самыми разными – орнаменты, абстрактные и сюжетные истории.

Продвижение искусства подразумевает два пути: вглубь и вширь, если сказать очень просто. Это значит, что методики усложнялись, а технологии становились все совершеннее – это продвижение вглубь. А вширь – это расширение масштабов. Из Индонезии искусство батика перешло в Японию и Китай, где приобрело новое развитие. Китай внес большой вклад в продвижение батика – он подарил искусству росписи по ткани шелк, и это сочетание остается актуальным поныне.

Японцы придумали так называемый обратный батик, когда ткань сначала окрашивалась, а затем выбеливалась щелочью. Голландские путешественники привезли батик в Европу, которая могла дать этому направлению еще один виток развития, однако чуть не прекратила само существование искусства росписи по ткани. Европейцы быстро насытились батиком и увлеклись английской набивной техникой. Но кустари-одиночки смогли сохранить уникальное искусство украшения полотен.

Сегодня батик – это не только горячая техника, более востребованная, совершенствующаяся столетиями, но также и холодная методика, по-настоящему развивающаяся во время роста химической промышленности.

Что такое батик

Батиком называют роспись ткани вручную специальными красками с применением закрепляющих составов.  Обычные люди считают батиком яркую, покрытую ручным рисунком материю, но, когда специалисты говорят «батик», они имеют в виду саму технологию раскраски. Главная особенность метода заключается в предварительной пропитке тканей специальными смесями, не дающими краскам растечься.

Виды батика

Расписать ткань можно множеством способов. Широко известны три техники:

  •         холодная;
  •         горячая;
  •         без границ.

Техника холодной росписи начинается с нанесения на ткань резервирующей смесью замкнутых контуров. Затем заливают красители. Контур делает рисунок графичным, четким. После покраски он не удаляется. Все применяемые составы простые и нетоксичные, поэтому холодный батик – самый популярный способ росписи. В такой технике окрашивают шелк, тонкий хлопок. Краски наносят кисточками, кусочками ваты или поролона и закрепляют на ткани проглаживанием горячим утюгом с изнанки.

Горячий батик выполняется так же, как холодный, но окрашенную ткань для закрепления пигмента обрабатывают в паровых устройствах.

Техника неограниченной росписи позволяет художнику обходиться без пропитки ткани составами, не дающими красителям расползаться по полотну. Рисунок делается как картина – свободными мазками. Для окончательной отделки используется техника холодного батика.

Придать рисунку интересную фактуру можно с помощью соли. Ее кристаллы поглощают влагу. Если их рассыпать по мокрой, только что прокрашенной ткани, соль будет втягивать воду, а на полотне появится рябь и абстрактные узоры

Когда изделие высохнет, кристаллы соли осторожно снимают

Сейчас нет необходимости делать пропитки и краски самостоятельно. Все приобретается в художественном салоне. Самый популярный вариант – составы фирмы Гамма. Они имеют оптимальное соотношение цена/качество.

По составу краски делятся на:

  •         водные;
  •         акриловые.

По способу закрепления бывают:

  •         паровые;
  •         закрепляемые утюгом.

Виды резервирующего состава:

  •         для горячей технологии – воск, наносится специальным приспособлением (чантингом);
  •         для холодной технологии – смесь бензина и латекса, наносится стеклянной трубочкой.

Что касается тканей, начинающим рекомендуется брать для тренировки недорогое хлопковое полотно. Затем можно перейти на природный шелк. Лучше всего для батика подходит креп-шифон – краска хорошо на него ложится и равномерно растекается.

Виды

Различные типы батика имеют собственный региональный дизайн и цветовые схемы.

Ява

Яванский считается самым древним. Для окрашивания хлопковых тканей применяют цвета глины — коричневый, индиго, черный и кремовый. Прибрежный яванский батик отличается яркими красками, цветочными мотивами, изображениями птиц.

Судан

Суданский батик включает яркие сочные оттенки, но основным является индиго из-за производства краски «индиго» в этой области.

Индия

Индийские мастера исторически сохраняют ткани для платьев и одежды, украшая орнаментами к определенным событиям в жизни.

Шри-Ланка

Техника Шри-Ланки появилась сравнительно недавно, но для туристов в стране расписывают предметы одежды в батик ткани, скатерти, гобелены и росписи, и даже постельное белье и одеяла.

Как научиться

В прежние времена горячий батик был достоянием немногих умельцев, готовых передавать свои навыки только выбранным в ученики. В наши дни все стало гораздо проще: существует немало видеоматериалов, подробно разъясняющих, как именно нужно рисовать по ткани. Есть мастер-классы для всех технологий и техник, можно без труда разобраться с особенностями декорирования.

Популярные статьи  Хлебница из газетных трубочек для начинающих: мастер-класс с фото

Необходимо понимать, что только лишь доступ к обучающим видео не даст полного представления о том, как создается горячий батик. Необходимо пытаться самостоятельно. И первый блин наверняка получится комом. Как говорят мастера, не только первый, но и десятый может быть все еще неудачным, к этому нужно быть готовым. Технология требует кропотливости, аккуратности, точности, внимательности. Она дается далеко не каждому человеку, но, обладая упорством и талантом, рано или поздно удастся освоить ее в совершенстве.

Основные этапы

Технология окрашивания ткани с помощью воска немного упростилась в наше время, даже начинающие художники могут с минимальными затратами труда освоить это занятие. Очертания рисунков наносится чантингом. Фото того, как примерно выглядит инструмент:

Батик рисунки для начинающих

Это медный резервуар с тонкой трубочкой на конце. Внутрь сосуда набирают растопленный воск и проводят или капают на ткань, создавая резерв. Воск будет препятствовать окрашиванию ткани, чем и нужно пользоваться. Затем ткань либо погружают в краски и рисуют воском снова, либо раскрашивают кистями, если это живопись.

Батик рисунки для начинающих

Шелк в основном расписывается анилиновыми красителями, они имеют легкую структуру, но ярко смотрятся на тонкой ткани.

История возникновения

Местом зарождения ручной росписи по ткани является остров Ява. Само обозначение «батик» в дословном переводе значит «восковые капли». Представляемая техника росписи известна индонезийскому народу с давних времен. Многие из них до сих пор украшают свою одежду, костюмы родственников и тканевые предметы быта уникальными рисунками.

В принципе человечество с давних пор занимается созданием изображений на тканевых полотнах. Различные способы нанесения красящего материала на ткань были известны в Шумере, применялись в Японии, Перу

На Шри-Ланке и в некоторых частях африканского континента технике нанесения красок на ткань уделяли особое внимание

Несмотря на то что технология нанесения изображений на материю была знакома разным народам, индонезийские мастера первыми сумели постигнуть множественные тонкости техники и достигли небывалых высот в работе по окрашиванию материи. За короткий промежуток времени они сумели превратить обычное комнатное ремесло в целое направление искусства.

На составление изображения одного полотна мастера тратили ни один месяц. Некоторые достаточно сложные рисунки создавались художниками несколько лет. И это никак не связано с ленью мастера. В основном все завязано на многоступенчатых этапах подготовки основного материала. Для начала его необходимо было вымочить, после чего прокипятить. Белоснежную ткань, которую чаще всего использовали для создания шедевров, требовалось отбелить. Затем на ткань наносился набросок, по контуру которого проходила обработка восковым составом.

После его высыхания художник мог приступать к созданию красочных шедевров. Последним этапом работы была сушка полотна. По причине длительного и кропотливого процесса создания рисунков расписную одежду изначально носили только аристократы и представители знатных семей.

Мастера острова Ява не хотели, чтобы техника рисования по ткани спустя несколько десятков лет оказалась забытой. По этой причине они передавали секреты творческого ремесла своему потомству. Творческие яванцы даже проводили эксперименты, пытаясь воспроизвести одинаковые рисунки на идентичных видах ткани. Только из этого ничего не вышло. Готовые работы имели схожие черты между собой, и все же была четко видна разница исполнения рисунка разными людьми.

В те давние времена начинающие мастера батика изначально использовали растительные орнаменты, исполнение которых не требовало особого труда. Набравшись опыта, задачу росписи по ткани следовало усложнять изображениями с геометрическими узорами, а затем приступать к исполнению сюжетных линий из мифологических историй.

Даже в приданном будущей невесты должна была находиться хотя бы одна вещь, оформленная при помощи техники батик. Это могли быть занавески, панно, любые элементы гардероба. И с тех давних пор, это правило практически не изменилось.

На сегодняшний день у индонезийского народа особой популярностью пользуется предметы гардероба, расписанные вручную. Из-за повышенной востребованности одежду стали изготавливать для реализации с целью получения прибыли

Важно отметить, что в XVII век, батик начал экспортироваться с Явы в страны Европы. Европейцы по достоинству оценили способ нанесения изображений на ткань и для упрощения работы мастеров изобрел специальный агрегат – батик-штифт

Он помогал держать воск в жидком виде длительный промежуток времени.

А уже в 1801 году было создано автоматическое устройство с перфокартами, благодаря которому человек мог создавать полотна с готовыми эскизами изображений. Такой прорыв сыграл серьезную роль в истории батика, потому техника исполнения стала стремительно подниматься по ступеням ремесла, а максимальный пик популярности в странах европейского континента приобрела в XIX веке.

История

Родиной ручной росписи по ткани с применением резерва считается остров Ява (Индонезия). В переводе с яванского техника батик означает «капля воска». Такой тип росписи издавна известен среди народов современной Индонезии и Индии. Вообще созданием рисунком на ткани человечество занимается с незапамятных времен. Разные способы росписи материи были известны в Шумере, Японии, Перу, Индокитае, на Шри-Ланке и некоторых странах Африки.

Невзирая на то, что создание рисунков на материи было известно в разных регионах мира, родиной батика в современном понимании этой техники считается Ява. Мастера этого индонезийского острова смогли достичь небывалых высот и изыска в плане окрашивания тканей. Им удалось за короткий срок сделать из данного ремесла целое искусство. На создание одного полотна у мастеров могли уходить месяцы, и даже годы. Это связано с многоступенчатым этапом подготовки материи: вымачивание, кипячение, отбеливание, длительный процесс окрашивания с нанесением воска, окраской, сушкой.

Из-за длительности процесса первоначально одежду, которая была покрыта узорами с помощью батика, носили только аристократы. Мастера острова Ява использовали хлопковые ткани, передавая секреты ремесла из поколения в поколение. Интересной особенностью является то, что узоры у разных семей могли существенно отличаться друг от друга. Выполненные узоры имели разнообразную тематику: от растительных орнаментов и геометрических узоров до мифологических сюжетов. На северном побережье острова используются более светлые оттенки, чем в центральной части.

Достоверно известно, что по рисункам на одежде можно было определить, к какой касте относится тот или иной человек. Повторять традиционные королевские орнаменты запрещалось. Каждая девушка в своем приданном обязательно должна была иметь вещи, украшенные при помощи техники батика. К примеру, красочные материи, занавеси, настенные панно, предметы гардероба. Даже сегодня у народов Явы одежда из расписанных вручную материалов пользуется большой востребованностью, часто она изготавливается в коммерческих целях.

В XVII-м веке, когда Ява стала голландской колонией, батик начинает поступать в страны Европы. В дальнейшем европейцами был изобретен электрический прибор батик-штифт, с помощью которого можно было хранить воск в расплавленном состоянии. В 1801-м году Жозе-Мари Жаккар создал автоматический станок со специальными перфокартами, благодаря которому появилась возможность производить полотна с рисунками, созданными художниками. Благодаря этому техника батика перешла на новый уровень. Самую большую популярность в Европе она приобрела лишь в конце XIX-го века.

Техника росписи ткани делится на несколько видов в зависимости от того, какие материалы используются, и какие этапы необходимо преодолеть, чтобы получить поверхность с эффектным рисунком. Особенность того или иного вида состоит в том, что один вариант идеален для синтетических волокон, второй – для декорирования шелка и т.д. Более детально ознакомиться с их отличиями вы можете ниже:

  • Горячий батик. В качестве резерва применяется воск. Для его нанесения используется специальный инструмент, называемый чантингом. Воск помогает ограничить распространение красящего вещества, т.к. не поглощает его. Такой вид росписи называется горячим вследствие того, что используемый в нем воск обязательно расплавляют. Нанесение краски осуществляется в несколько слоев, по окончании работы воск тщательно удаляют. Такой способ применяется для росписи хлопчатобумажной ткани.
  • Холодный вид. Идеально подходит для декорирования искусственных материалов, шелка. В технике применяют краски, изготовленные на базе анилина. Резерв бывает густым, если в его составе имеются резиновые составляющие и негустым, когда в качестве основы выступает бензин. Резиновые наносятся из тюбиков, а бензиновые с помощью стеклянных трубочек. Кроме того, могут использоваться как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный вид подразумевает однослойное нанесение краски, в связи с чем, работа требует от исполнителя большей аккуратности по сравнению с горячей технологией.
  • Свободная роспись. Широко применяется на материалах из натурального шелка и синтетических волокон. Для нее мастера часто применяют масляные краски и анилиновые красители.
  • Складной батик «сибори». Особенность этого вида состоит в том, что мастер выполняет перевязывание материи определенные образом, и только после этого окрашивает ее.
  • Узелковый вид. В этом случае на окрашиваемой ткани сначала делают множество небольших узелочков, перевязывая каждый из них ниткой. После окрашивания поверхности их аккуратно убирают.
Популярные статьи  Полимерные полы: преимущества и недостатки эпоксидных и полиуретановых наливных покрытий для бетонных полов в квартире (75 фото)

История магического ремесла

Свидетельства ранних примеров батика были обнаружены на Дальнем Востоке, Среднем Востоке, в Центральной Азии и Индии более 2000 лет назад. Возможно, что эти области развивались независимо, без влияния торговых или культурных обменов. Тем не менее, более вероятно, что ремесло на корабле распространилось из Азии на острова Малайского архипелага и с запада на Ближний Восток через караванный маршрут. Батик практиковался в Китае еще во времена династии Суй.

Вам это будет интересно Построение выкроек и пошив школьных фартуков для последнего звонка

Это были шелковые батики, которые также были обнаружены в Наре, Япония, в форме экранов и приписаны периоду Нара. Вероятно, что они были сделаны китайскими художниками. Они украшены деревьями, животными, флейтистами, сценами охоты и стилизованными горами.

Расписанная ткань

В Индии не было обнаружено никаких свидетельств очень старых хлопковых батиков, но фрески в пещерах Аджунта изображают головные уборы и предметы одежды, которые вполне могли быть батиками. На Яве и руинах храма на Бали есть фигуры, чьи одежды имеют узор, напоминающий батик. К 1677 году появились данные о значительной экспортной торговле, в основном шелком из Китая на Яву, Суматру, Персию и Индостан. В Египте были выкопаны льняные и иногда шерстяные ткани с белыми узорами на синем фоне. Они были сделаны в Египте, возможно, в Сирии.

Представители племени, которые практиковали ремесло

Индонезия, особенно остров Ява, — это область, где батик достиг наивысшей вершины. Голландцы привезли индонезийских мастеров, чтобы преподавать ремесло голландским надзирателям на нескольких фабриках в Голландии с 1835 года. Швейцарцы производили имитационный батик в начале 1940-х годов. Восковая блочная форма печати была разработана на Ява с использованием колпачка.

К началу 1900-х годов немцы наладили массовое производство батиков. Есть много примеров этой формы батика, а также ручной работы во многих частях мира сегодня. Компьютеризация техники батика — очень недавняя разработка.

Узелковый батик: 3 самых простых способа создания узора на ткани

Способов завязывания ткани много и я выделю несколько самых простых, но эффектных при создании узора на ткани. Думаю для практического применения можно нарезать лоскуты не очень плотного однотонного батиста или другой хлопчатобумажной ткани на небольшие салфетки 30*30 см. Их в дальнейшем можно использовать в быту. К тому же для проб и ошибок — это наиболее бюджетный вариант, в дальнейшем можно использовать и шелк, уже для создания аксессуаров: платков, шарфов и палантинов. Вы можете использовать как белую ткань, так и разноцветную, но желательно светлую и однотонную. Также для работы потребуются толстые нитки или веревка, только из натурального материала, желательно тоже х/б. Так как нитка и образуемые с помощью нее узелки служат в узелковом батике резерважем, то их задача не пропускать краску, чтобы на ткани получился узор. Если использовать синтетическую нить, то она легко пропустит краситель и рисунок не получится.

Первый способ:

1. Возьмите салфетку за центр (рисунок 1), образуйте конус и начинайте затягивать ниткой конус от вершины к основанию (рисунок 2). 2. В нескольких местах сделайте более плотную обвязку ниткой (рисунок 3) на разных расстояниях.

Второй способ:

1. Ткань складывается пополам. 2. Складываем ткань гармошкой и плотно обвязываем как в предыдущем способе.

Третий способ подойдет для прямоугольной салфетки размером 30*50 см: 1. Ткань складываем вдоль пополам. 2. Разделяем получившийся лоскут на равные части, складываем ткань гармошкой так, чтобы уголки на верхнем сгибе загнулись внутрь. 3. Обвязываем сложенную ткань ниткой.

При перевязывании старайтесь, чтобы веревка очень туго затягивалась на ткани, иначе краска проступит через перевязь и окрасить ткань там, где нам этого не нужно. После того, как салфетки обвязаны, их необходимо окрасить. Для окрашивания можно использовать анилиновые или акриловые красители. Окрашивается ткань методом погружения, что увеличивает расход краски, но можно окрашивать и кистевым способом, однако при этом окрашивание может пройти не полностью. Если при окрашивании вы использовали анилиновые красители, то заготовки опускаются в горячий раствор красителя, который доводят до кипения в течение 20 минут и затем на медленном огне кипятят еще 20 минут, после чего оставляют раствор остывать до 60 градусов. После такой обработки краситель надежно проникнет в волокна ткани и закрепится. Если вы используете акриловые красители, то достаточно дождаться высыхания заготовки, прогладить ткань утюгом и краситель закрепится. Ткань после окрашивания полощется в слабом растворе шампуня, чтобы удалить остатки не впитавшейся краски.

Материалы и приспособления

Чтобы рисование на текстиле приносило радость, стоит заранее подготовить всё необходимое в процессе работы

Конечно, самое важное — представлять будущее изделие, то есть подготовить не только эскиз, но и понимать, в какой технике планируется работать

  Роспись тарелок своими руками: виды и мастер-классы

Ткань для росписи необходимо выстирать с мягким моющим средством, чтобы удалить аперт. Если этого не сделать, после заключительной стирки полотно может дать усадку, тем самым исказив рисунок. Высушенную ткань проглаживают и натягивают на раму. В случае с шёлком специалисты по батику рекомендуют натягивать его мокрым. Дело в том, что в процессе росписи шёлк растягивается, и в мокрых местах образуются канавки, в которые затекает лишний краситель.

Резерв для контура продаётся в банках или тюбиках, имеющих узкий носик. Резерв из банки нужно переливать в специальную ёмкость, из которой удобно наносить тонкие линии. Это могут быть:

  • стеклянные трубочки с резервуаром — наполнять их удобно при помощи маленькой спринцовки;
  • пластиковые бутылочки со сменными наконечниками — недорогие и небьющиеся, а значит безопасные.
  • тонкая кисточка также может использоваться, главное, чтобы линия пропитала ткань насквозь.

  Мастер-класс по декупажу свадебных бутылок

Для растяжки ткани на раме понадобятся кнопки или биндеры. А саму раму рекомендуется обтянуть скотчем, чтобы она не выпачкалась и не окрасила последующие изделия.

Конечно, не обойтись без кистей. они могут быть абсолютно разными: натуральными и синтетическими, тонкими и толстыми, круглыми и плоскими. Если роспись по ткани станет настоящим увлечением, то ассортимент кистей со временем обязательно увеличится, ведь каждый вид росписи требует «свою» кисть.

Кроме основных материалов, без которых не обойтись, пригодится следующее:

  • простой карандаш с мягким грифелем для переноса мотива на ткань;
  • маркер по ткани смывающийся;
  • пипетки для отбора краски из банки;
  • палитра;
  • банки для промывки кистей и лоскуты ткани для их вытирания;
  • фен для ускорения сушки в случаях, когда это необходимо;
  • для узелкового батика — различные пуговицы, бусины и камни.
Популярные статьи  Турлучный дом из чего сделан турлук Чем покрывались турлучные дома Разница между им и саманом Техника строительства стен своими руками плюсы и минусы

От подготовки к шедеврам

Этапы работы над батиком:

  1. На первом этапе нужно натянуть ткань так, чтобы она не провисала; часто мастера батика предпочитают натягивать материю в мокром виде – после высыхания она становится более упругой;
  2. на втором этапе ведется подготовка эскиза – его рисуют на бумаге карандашом, хорошо надавливая на стержень.
  3. На третьем этапе эскиз переводится на ткань – бумагу закрепляют под материей, чтобы линии рисунка можно было обвести на ткани карандашом (для этой цели подойдет мягкий карандаш).
  4. На четвертом этапе следует обвести контуры резервом – он останется белым (при желании можно окрасить резерв с помощью подходящего пигмента); резерв набирается таким образом: носик стеклянной трубочки опускается в емкость с контурной жидкостью, а в другой конец вставляется резиновая спринцовка, с помощью которой жидкость всасывается в трубочку.
  5. На пятом этапе нужно провести проверку контура – после полного высыхания резерва на батике нужно кистью смоченной в воде пройтись по всему рисунку по одну сторону от контура, и через несколько минут проверить, не перешла ли вода за линию резерва; если вы обнаружили места, где контур оказался слабым, нужно после полного высыхания ткани снова пройтись резервом по этим местам;
  6. На шестом этапе происходит окрашивание батика.
  7. На седьмом этапе батик снимается с рамы и закрепляется при помощи запекания, запаривания или проглаживания.

После окончания сеанса, резерв нужно выдуть обратно в емкость и прополоскать трубочку в бензине, иначе остатки резервирующего вещества затвердеют, и инструмент будет не пригоден для дальнейшего использования. Готовую работу хорошо оформить в раму с широким паспарту.

Интересный эффект получается от нанесения крупной соли на влажную окрашенную ткань – она оставляет белесые разводы, впитывая в себя часть краски. Иногда, мастера батика умудряются создавать интересные композиции, пользуясь исключительно этим приемом, даже без использования резерва.

История происхождения

Различные способы росписи тканей появились еще с древних времен, более 2000 лет назад. Наиболее распространены были на Востоке — в Китае, Японии, Малайзии, Перу, Индии.

В этих странах расписывали шелковые ткани, достигая при этом высокого мастерства, вещи получались изумительной красоты. На территории Африки также расписывали ткани, только другими способами, отличными от восточных.

  • Новый виток это искусство получило в Индонезии на острове Ява в 12 веке.
  • Поэтому история возникновения техники батик считается с этого времени.
  • По индонезийской технологии контуры рисунков наносились воском, как в современном горячем батике.
  • Индонезийцы не только достигли высокого мастерства росписи тканей, но и придавали таким вещам особый сакральный смысл.
  • Они верили, что выполненный вручную батик обладал мощными защитными силами, исцеляющими от болезней свойствами.

Сейчас этот вид искусства росписи на тканях широко распространен и популярен во многих странах мира. Смотрите на фото, что можно выполнить техникой батик на изделиях из ткани.

Для многих этот вид творчества стал любимым хобби, отличным способом делать свои вещи красивыми, оригинальными. Многие художники создают в технике батика свои шедевры.

Новинки для батика

Очень радует, что в магазинах появляется все больше различных материалов и приспособлений, которые позволяют мастерам батика проявлять свою фантазию и творческие решения в полной мере. К таким новинкам относятся уже упоминаемые ранее кнопки с тремя зубчиками.

Или, например, фантомный маркер. После того как рисунок им нарисован, а сверху нанесены резервы и краски, то маркер пропадает.

Электрический чантинг

Батик рисунки для начинающих

Специальные когти, натягивающие ткань уже готовой одежды или платка не повредят ткань и не оставят дырочек.

Батик рисунки для начинающих

Паровая баня для  воска:

Батик рисунки для начинающих

Если вы рисуете красками под запаривание, то вам обязательно потребуется большое ведро или даже бак:

Батик рисунки для начинающих

В батике существует заводской анклав для запаривания красок, но, если верить слухам, стоит баснословно дорого.

И напоследок, дорогое, но  замечательное приспособление: аэрограф для распыления краски. При использовании аэрографа, краска наносится везде одновременно, не оставляет пятен и подтеков, смотрится очень гармонично.

Батик рисунки для начинающих

Ну, вот, пожалуй, и все. Остальными приспособлениями и новинками буду дополнять ваш запас по ходу дела.

Post Views:
4 396

  • Как сделать топиарий

  • Как из ленты сделать цветок

  • Как сделать розу из ленты

  • Мини-топиарий ручной работы

Технические моменты

Для приготовления резервирующего состава необходимо смешать воск с двумя другими компонентами. Соотношения в каждом конкретном случае мастер подбирает сам, ориентируясь на используемый материал, собственные привычки, рисунок и его специфику. Чтобы резерв был максимально пластичным, необходимо добавить больше воска, в противном случае сокращают его концентрацию в общей массе.

Приготовление резерва предполагает аккуратное измельчение всех расходных материалов. Подготовленные продукты помещают в металлическую емкость и расплавляют на конфорке на слабом или среднем огне

Важно соблюдать правила пожарной безопасности – воск, парафин легко воспламеняются, поэтому работать с ними нужно с особенной аккуратностью

Батик рисунки для начинающих

Инструменты и материалы

Начать стоит с ткани. Батик всегда максимально раскрывает свои возможности, если работать приходится на натуральной ткани. Если вы новичок, то начинайте с батиста, крепдешина, бязи. Когда рука уже набита, можно попробовать свои силы на креп-жоржете, туали, а также креп-шифоне. Если очень хочется прикоснуться к искусству росписи по шелку, то с натуральными материалами работать хоть и ответственнее, но приятнее, тогда как искусственный шелк очень неудобен.

Что нужно знать о подрамниках.

  • Подрамник – это каркас, на который натягивают ткань для упрощения работы с ней. Если предполагается маленького размера роспись, можно заменить подрамник пяльцами.
  • Работы средние и большие по размеру предпочтительнее выполнять на подрамниках из мягких пород дерева, при этом кнопки для закрепления материала должны легко в них входить.
  • Более удобен раздвижной подрамник, он не занимает много места и является универсальным приспособлением. Конструкция состоит из четырех реек, соединенных между собой, а габариты подрамника могут подгоняться по размерам работы.
  • Перед натяжкой имеет смысл заклеить подрамник малярным скотчем – это убережет его от растекающейся краски.

Основной инструмент – стеклянная трубочка, служащая для нанесения резерва. Состоит она из трех частей: длинной части, шаровидной и изогнутого носика. Трубочка очень хрупкая, ее нужно беречь и промывать после каждой работы любым растворителем. Если внутри образовалась пробка из засохшего резервирующего состава, нужно очень деликатно прочистить проволокой изогнутый носик.

Краски для батика бывают двух видов: термозакрепляемые и парозакрепляемые. Многие профессионалы предпочитают работать с красками, которые требуют именно термической обработки, то есть проглаживания горячим утюгом. Контуры и краски для батика сегодня выпускаются под брендами «Декола», «Гамма», «Гутта» – это достойные материалы для батика.

Резерв – это адгезивный полужидкий компонент, отграничивающий окрашенные области на ткани. Есть прозрачный резерв, который далее смывается теплой водой, а есть резерв, смывать который не нужно: он фиксируется на ткани и становится частью работы.

Сама роспись выполняется кистями, которые могут быть сделаны из синтетических волокон или натурального волоса белки, пони, колонка. После работы непременно промывайте их в мыльной теплой воде. Применять губки тоже можно.

Оцените статью